Эхо далекой войны

«Был обычный летний день, ничем не отличавшийся от остальных дней, если бы не одно событие…», вспоминает Борцова Таисия Николаевна, жительница ст.Боргустанской. «Шли долго, мама, папа и я, тогда еще 7-летняя Тая, если бы я только знала ,что это был последний раз, когда папа меня взял на руки, крепко обнял и прижал к себе, мама долго плакала… Так мы проводили отца на фронт…». Потом в семье Подмарьковых были долгие годы ожидания… Жили в селе Порецком Чувашской АССР. Николай Васильевич и Прасковья Ивановна поднимали троих детей. Тая была старшая дочь, потом шел сын Юрий 1939г.р. и сестричка Томочка, которая родилась 20 мая 1941 года.

На следующий год Тая пошла в первый класс, мама сшила ей из бабушкиной юбки платье, а из старого одеяла пальтишко. «С нами жила бабушка — вспоминает Таисия Николаевна, — а мама с утра по поздней ночи работала в колхозе. Помню был страшный голод, а в колхозе стал гибнуть скот — кормов не было, и мама рассказала, что сегодня закопали сдохнувшую лошадь… Вечером мама, бабушка и еще несколько женщин пошли откапывать лошадь и делить мясо, что бы как то выжить. Мы часто с учительницей и классом ходили собирать колоски на поле, а из семян лебеды пекли лепешки, а еще очень выручал лес, в котором рос дикий лук, щавель и ягоды…»

Не охотно рассказывает Таисия Николаевна о тяжелых годах войны. Говорит, что уже ничего не помнит, но, посидев немного, опять всплывают воспоминания. «Да, вот письмо с фронта,от отца! Одно-единственное за всю войну, радость то какая была!» Этот заветный треугольник до сих пор хранится в доме Борцовых. «А потом опять долгое ожидание весточки, а ее все не было. Мы считали отца безвести пропавшим, пока не пришла похоронка. В ней было написано, что в августе 1944 года стрелок красноармеец Подмарьков Николай Васильевич погиб в бою за социалистическую Родину и похоронен в Эстонии… В День Победы наша семья сильно плакала, тогда плакали все, и те кто дождался своих, тоже встретили эту весть со слезами на глазах.»

Разговор затянулся, я долго сидела слушала, как Таисия Николаевна вспоминала тяжелое военное детство, глаза ее время от времени наполнялись слезами, и тут же она улыбалась и шутила, говорила, что всегда верила в светлое будущее. «Наверное эта вера и спасала меня не раз в жизни. Кто мог подумать,что придется еще раз бежать от войны, только уже в 1994 году, когда жили в городе Грозном».

Много еще испытаний выпадало на плечи Таисии Николаевны, но не утратила она доброты и обаяния, считает себя счастливой женщиной, имеющей двух прекрасных дочерей, 5 внуков и 4 правнуков. Глядя на эту женщину удивляешься ,что в свои 85 лет, несмотря ни на что, она осталась открытой, доброжелательной и приветливой.

У А. Барто есть хорошее стихотворение о детях войны.

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней — молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Боргустанское ОСО Зинченко А.И.

Борцова Таисия Николаевна (Большой)IMG-20190418-WA0027 (Большой)

Опубликовано в рубрике