Принцип невмешательства

Мы совсем забыли, как ребенок воспринимает мир. А если бы помнили — не стали бы досаждать малышу бесконечными запретами.

Психологи доказали, что самое главное — с младенчества относиться к ребенку как к личности. Малыши на первом году жизни остро нуждаются во внимании, сопереживании, отзывчивости взрослых. Подрастая, малыш начинает активно общаться со сверстниками, совершая при этом самые разные поступки. Дети общаются совсем не так, как взрослые. У малышей нет определенной цели,они не стремятся во что бы то ни стало к какому-то результату. Со стороны кажется, что они бессмысленно визжат, бегают, хохочут. Но именно так удовлетворяется главная потребность детей- проявить себя, получить поддержку своей инициативы, почувствовать собственную значимость. И это надо уважать.

В возрасте полутора-двух лет дети не желают делиться с другими малышами игрушками. Психологи подчеркивают: это не только нормальное, но и положительное явление. Такое поведение ни в коем случае нельзя расценивать как жадность. Зачем ругать малыша и заставлять его делиться со всеми, когда он впервые осознал, что у него есть собственность? К тому же он воспринимает свои вещи как часть самого себя.

Примерно в четыре года у большинства детей возникает конкурентное отношение к сверстнику. Нередко можно услышать, как дети напрашиваются на похвалу, интересуются: «Правда, у меня рисунок лучше?». Взрослые должны понимать, что заслуженная похвала не может испортить ребенка, а в этот период она ему особенно необходима.

Когда ребенок совершает поступки, задевающие интересы или оскорбляющие другого человека, нужно остановить его. Желательно не ругать и не принуждать к извинениям, а выразить огорчение и обратить внимание на чувства другого: «Мальчику больно и обидно, он очень расстроен. Представь себя на его месте».

И еще один неоспоримый факт. Для полноценного развития и гармоничного общения с окружающими малышу нужно уважать и ценить самого себя. Психолог Евгений Субботский справедливо отмечает: «Контроль за поведением ребенка со стороны взрослых постепенно ослабевает и исчезает вовсе. Чувство сострадания тоже не должно быть основой поступков ребенка, так как зависит от изменчивых симпатий и настроений. Только наличие положительных представлений о себе и потребность сохранить и упрочить их дает ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений. Имя ему — зарождающаяся нравственность».

Заведующая
Ессентукским ОСО
Е.В.Атаева

Опубликовано в рубрике